Достижения науки и техники АПК

Теоретический и научно-практический журнал

2014_08_19_ru

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

 

И.А. СЕВАСТЕЕВА, ст. преподаватель
Новосибирский государственный аграрный университет, Россия, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Резюме. В статье предложен авторский подход к дифференциации рынка молока и молочной продукции Новосибирской области на основе территориального принципа, в соответствии с которым определены рынок городской агломерации (г. Новосибирск и пригороды), сельский рынок (районы Новосибирской области, за исключением пригородов). Для обоснования разделения приведена сравнительная характеристика выделенных подвидов рынков. Использованные параметры сравнения (количественные и качественные) показывают, что рынок городской агломерации более монополизирован, чем сельский, это отражают величины таких показателей, как индекс Херфиндаля-Хиршмана In, четырехдольный показатель концентрации CR4 – Concentration Ratio (на рынке городской агломерации они выше более чем в 2 раза) и др. Степень концентрации потребителей на рынке молока и молочной продукции городской агломерации в 3 раза больше, чем на сельском рынке, одновременно городское население тратит на покупку молочных продуктов на 259 руб./мес. больше. Объем товарных ресурсов на городском рынке за 2013 г. составил 1505 т/сут., на сельском – 1175 т/сут. Однако из общего числа организаций региона, производящих молочные продукты, только в 18% мощности загружены полностью. Максимальное использование производственных мощностей (100%) отмечено в зонах, находящихся в пределах оптимальной транспортной доступности до конечного потребителя, то есть в городской агломерации. Необходимость дифференциации методики прогнозирования развития спроса и предложения на рынке молока и молочной продукции обусловлена значительными отличиями системы экономических отношений складывающихся между производителями, переработчиками и потребителями на рынке молока и молочной продукции городской агломерации и на сельском рынке.

Ключевые слова: рынок, молоко, Новосибирская область, дифференциация.