Достижения науки и техники АПК

Теоретический и научно-практический журнал

2014_01_19_ru

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПЕРЕВОЗОК БОБОВЫХ КУЛЬТУР

 

С.В. ЩИТОВ, доктор технических наук, профессор
З.Ф. КРИВУЦА, кандидат физико-математических наук, доцент
Дальневосточный ГАУ

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Резюме. Одна из основных задач оптимизации технологического процесса перевозок грузов – снижение энергетических затрат. Решить ее можно путем сокращения числа выполняемых операций, этапов процесса перевозки и внедрения энергосберегающих технологий. Цель нашей работы – исследование влияния грузоподъемности транспортного средства на отдельные составляющие и полные энергозатраты при перевозке грузов сельскохозяйственного назначения. Для ее достижения разработана математическая модель, позволяющая оценить влияние технико-эксплуатационных показателей транспортного процесса на полные энергозатраты при перевозке грузов. Влияние грузоподъемности транспортного средства на отдельные составляющие и полные энергозатраты оценивали по результатам экспериментальных исследований перевозки сои автомобилями КамАЗ-5510 с полуприцепом ОдАЗ-9370 (q=19,235 т), КамАЗ-5320 (q=8 т) и ЗИЛ-130 (q=5,8 т) по схеме «элеватор-потребитель». Дорожные условия: тип покрытия – асфальтобетонное; состояние – хорошее; вид движения – свободное; коэффициент использования пробега β=0,5; протяженность трассы L=20 км; коэффициент использования грузоподъемности γ=1; среднее время погрузочно-разгрузочных работ за один оборот tпв=0,5ч, дорожные условия на всем протяжении трассы одинаковы; погода – ясная; временя пребывания автомобилей в наряде 8 ч. Более 70% от полных энергозатрат приходится на прямые энергозатраты транспортных средств. Поэтому снижение полных энергозатрат в значительной степени зависит от минимизации транспортных издержек путем сокращения расхода топлива при выполнении заданного объема работы. Уменьшение грузоподъемности автомобилей приводит увеличению полных энергетических затрат с 2,27 МДж для автомобилей КамАЗ-5510 с полуприцепом ОдАЗ-9370 (q=19,235 т) до 5,6 МДж для автомобилей ЗИЛ-130 (q=5,800 т) на 1 т груза в рассматриваемом перевозочном процессе.

Ключевые слова: технология, транспорт, затраты энергии, эффективность, сельскохозяйственные культуры, расход топлива.